"Экспертиза экранопланов"
 

"Энтропия""Энтропия-2""Инерция""Эконофизика""Аналитическое Естествознание"Сравнение книг
Книжные магазиныЗаказ книгИздательский проектМедицинаОб автореFAQ
Энергия эфираДоска объявленийГлавная страница

 

Избранные материалы монографии
А.Н. Панченков, П.Т. Драчев, В.И. Любимов "Экспертиза экранопланов".

 


В сентябре 2006 года вышла из печати монография Панченкова А.Н., Драчева П.Т., Любимова В.И.  "Экспертиза экранопланов". На нашем сайте размещёны следующий разделы этой книги.

1. Аннотация.

2. Предисловие.

3. Содержание.

Аннотация
монографии А.Н. Панченков, П.Т. Драчев, В.И.Любимов
«Экспертиза экранопланов».

УДК 629.125.8.039: 629.7.021
Панченков А.Н., Драчев П.Т, Любимов В.И. Экспертиза экранопланов. Н.Новгород. ООО "Типография "Поволжье", 2006. 656 с.

Более чем полувековой опыт исследования эффекта опорной поверхности (экрана) и проблемы создания экранопланов привел к чрезвычайно большим объемам знаний, и в настоящее время ключевой стала задача сохранения, обобщения, умножения и системного изложения в монографической литературе этих знаний. Этой задаче и посвящена эта книга. Анализ современного состояния экранопланостроения привел авторов к выводу, что в настоящее время приоритетную и определяющую роль приобрела экспертиза экранопланов. Именно концепция экспертизы экранопланов обладает необходимой общностью и конструктивизмом для понимания, исследования и изложения проблем экранопланов в целом. Одной из первоочередных задач экспертизы является задача определения объема и эффективности участия фундаментальной науки. Экспертиза экранопланов содержит в себе единственный способ координации, согласованного развития, сохранения и эффективного использования всей совокупности знаний, необходимых в экранопланостроении. Монография посвящена концепции, методологии и методам индустрии знаний, поддерживающих экспертизу экранопланов; в определяемом смысле она имеет энциклопедический характер. Книга содержит концепцию экспертизы, физическую концепцию и сферы применения экранопланов. Раздел II посвящен фундаментальным проблемам экранопланов: околоэкранной аэродинамике, квадрупольной теории крыла, теории оптимальной несущей поверхности, динамике и стабилизации экранопланов. Раздел III содержит основания и теорию оптимального проектирования экранопланов. Отдельный раздел посвящен анализу аэродинамических схем экранопланов. Заключительный раздел посвящен экранопланам в транспортной стратегии Сибири и Дальнего Востока. Книга предназначена для инженеров транспорта, механиков, физиков, математиков, специалистов по научным и инженерным проблемам экранопланов.
 

ISBN 598449038-2                           © А.Н. Панченков, П.Т. Драчев, В.И. Любимов

 

 

Предисловие
монографии А.Н. Панченков, П.Т. Драчев, В.И.Любимов
«Экспертиза экранопланов».

Предисловие

 

Эта книга о перспективах, проблемах и идеях. Перспективы связаны с созданием новой транспортной технологии, основанной на эффекте опорной поверхности; проблемы относятся к подвижному составу этой транспортной технологии - транспортным аппаратам вблизи опорной поверхности - экранопланам. Идеи также связаны с экранопланами: это старые, забытые либо полузабытые и новые идеи.

Более чем полувековой опыт исследования эффекта опорной поверхности (экрана) и проблемы создания экранопланов привели к чрезвычайно большим объемам знаний, и в настоящее время ключевой стала задача сохранения, обобщения, умножения и системного изло­жения в монографической литературе этих знаний. Этой задаче и по­священа эта книга.

Двадцать лет назад авторы считали, что здесь достаточно общей объединяющей концепцией является концепция оптимального проек­тирования экранопланов, но в последние годы положение дел резко изменилось - анализ современного состояния экранопланостроения привел нас к выводу, что в настоящее время приоритетную и опреде­ляющую роль приобрела экспертиза экранопланов. Именно концеп­ция экспертизы экранопланов обладает необходимой общностью и конструктивизмом для понимания, исследования и изложения про­блем экранопланов в целом.

Главный результат состоит в том, что на передний план вышла и приобрела ключевое значение проблема экспертизы.

В основе этого явления лежат следующие позиции:

1. Опыт разработки экранопланов в СССР

2. Роль науки в создании экранопланов

3. Необходимость более тесной связи и совместной деятельно­сти ученых и инженеров

4. В настоящее время необходимым условием существования экранопланов является их эффективность и высокие эксплуатацион­ные качества

5. Экспертиза экранопланов - главный и обязательный элемент процесса привлечения инвестиций

6. Завершающий этап разработки конкретного экраноплана -его экспертиза

7. Экспертиза предполагает существование в своем составе ин­струментальных средств анализа, сохранения и обобщения опыта эксплуатации конкретных образцов

8. Экспертиза экранопланов содержит в себе единственный способ координации, согласованного развития, сохранения и эффек­тивного использования всей совокупности знаний, необходимых в экранопланостроении и эксплуатации бесконтактного транспорта вблизи опорной поверхности

9. Только экспертиза экранопланов в состоянии обеспечить вы­сокий технический уровень конкретных разработок.

10. Эффективный механизм совместной деятельности ученых и инженеров дает экспертиза экранопланов

11. Сфера применения экранопланов огромна, и обеспечение высокого уровня разработок экранопланов различного назначения, районов эксплуатации и различных стран Мира возможно только на основе концепции, методологии и инструментальных средств экспер­тизы этих транспортных средств

12. Ожидаемая и прогнозируемая многими исследователями важная роль экранопланов в будущей транспортной системе Мира реализуется посредством экспертизы экранопланов

13. Экспертиза экранопланов - это фундаментальная пробле­ма транспортных аппаратов, реализующих эффект экрана

14. В одной из частных интерпретаций проблема экспертизы экранопланов есть значительное расширение и обобщение проблемы их оптимального проектирования

15. Создание обоснованной стратегии развития нового вида транспорта - экранопланов - возможно с широким использованием концепции, методологии и инструментальных средств экспертизы эк­ранопланов.

Несмотря на более чем полувековой опыт интенсивных и дорогостоящих работ по созданию экранопланов в ряде стран Мира, итог этих разработок скромный и неудовлетворительный. Известно несколько опытных образцов малых экранопланов ориентируемых на коммерческое применение но на сегодняшний день они реально не эксплуатируются.

Причина подобного состояния: малое участие фундаментальной и прикладной науки в создании конкретных типов экранопланов.

Скучные результаты полувекового опыта создания экранопланов обязаны, прежде всего, тому, что во всех конкретных попытках создания серийных экранопланов было ничтожно мало либо полно­стью отсутствовало участие фундаментальной науки. Этот общий вывод современными конструкторами практически не учитывается. Как и в прошлом, сегодняшний период разработки экранопланов характеризуется слабым участием либо неучастием фундаменталь­ной науки и ничтожно малым учетом результатов фундаментальных исследований. Если такое состояние дел будет сохраняться, то мы еще долго не увидим либо вообще не увидим в составе мировой транспортной системы эффективных и перспективных типов экра­нопланов.

Полувековой опыт многочисленных исследований с практиче­ски нулевым выходом это серьезный сигнал.

Следствием этого неутешительного вывода является то, что одной из первоочередных задач экспертизы стала задача определе­ния объема и эффективности участия фундаментальной науки.

Генеральная стратегия создания экранопланов опирается на два фундаментальных факта:

1. Существует положительный эффект экрана - при движении крыла вблизи твердой границы существенно растет подъемная сила и снижается индуктивное сопротивление, так что аэродинамическое качество резко возрастает по сравнению с крылом самолета

2. Поверхность воды является наиболее неблагоприятным ви­дом экрана, значительно усложняющим взлет и посадку экранопла­нов и предъявляющим жесткие требования к их мореходности.

Эта генеральная стратегия на передний план выдвигает задачу поиска в концепции того или иного типа экраноплана - компромис­са между двумя антагонистическими качествами:

1. Положительное качество - эффект экрана

2. Отрицательное качество - трудности взлета и посадки с во­ды.

Экспертиза и должна дать ответ на вопрос насколько эффек­тивно решена задача компромисса.

Для эффективного выполнения качественной и достоверной экспертизы нужна глубокая фундаментальная теория экранопланов; задача создания и систематического использования этой теории вошла в число основных целей книги – ряд основных ее глав содержат материалы исследования фундаментальных проблем и развития общей теории экранопланов.

Наша книга является первым опытом создания индустрии знаний, поддерживающих экспертизу экранопланов. Либо в другой редакции – наша монография посвящена концепции, методологии и методам индустрии знаний, поддерживающих экспертизу экранопланов. Обратим внимание читателей и на важную деталь: в определяемом смысле наша книга имеет энциклопедический характер.

 

Н. Новгород                                          Анатолий Панченков

 май 2006 года                                     Прокопий Драчев

Виктор Любимов

 

 

Содержание
монографии А.Н. Панченков, П.Т. Драчев, В.И.Любимов
«Экспертиза экранопланов».

 

Содержание

 

 

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Пролог

Часть I. Экранопланы:

               фрагменты истории и современности . . . . . . . . . . . . . 9

Часть II. Экранопланы А.Н. Панченкова . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Раздел I. Концепция и методология экспертизы

                 экранопланов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Глава I. Концепция экспертизы экранопланов . . . . . . . . . . . .  47

§1. Что такое экспертиза экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  47

§2. Абстракция и интерпретация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

§3. Основные свойства экспертизы экранопланов . . . . . . . . . . . . . 49

§4. Научно-технический уровень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

§5. Классификация: виды экспертиз экранопланов . . . . . . . . . . . .  50

§6. Классификация-2: виды научно-технических экспертиз

      экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

§7. Экономическая экспертиза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  51

§8. Экологическая экспертиза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

§9. Инвестиционная экспертиза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  52

§10. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Глава II. Физическая концепция экранопланов . . . . . . . . . . . .  55

§1. Физический эффект экрана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  55

§2. Основные преимущества экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

§3. Критерий транспортной эффективности

      экранопланов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  57

§4. Подъемная сила и сопротивление плоского крыла вблизи

      экрана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

§5. Две основные проблемы экранопланов. Проблема

      взлета и посадки - третья проблема экранопланов . . . . . . . . . . 59

§6. Классификация относительных отстояний от экрана . . . . . . . . 62

§7. Зона сверхмалых отстояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  63

§8. Основы классификации экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

§9. Транспорт и транспортные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

§10. Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

Глава III. Сферы применения экранопланов. . . . . . . . . . . . . . . . 69

§1. Малые экранопланы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  69

§2. Речные и озерные экранопланы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

§3. Морские экранопланы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  71

§4. Океанские экранопланы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  71

§5. Арктические экранопланы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  79

§6. Экранопланы Сибири и Дальнего Востока  . . . . . . . . . . . . . . . .  80

§7. Грузовые экранопланы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  80

§8. Эстакадный транспорт на аэродинамическом подвесе . . . . . . .  81

§9. Служебные экранопланы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  86

§10. Океанские лайнеры с аэродинамической разгрузкой . . . . . . .  87

Глава IV. Методология экспертизы экранопланов . . . . . . . . . .  89

§1. Генеральная стратегия создания экранопланов . . . . . . . . . . . . .  89

§2. Оценка роли фундаментальной науки  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  90

§3. Проблема экранопланов - фундаментальная проблема  . . . . . . . 91

§4. Три основных проблемы экранопланов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  91

§5. Относительная полезная масса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91

§6. Экраноплан - это новое транспортное средство . . . . . . . . . . . . . 92

§7. Идеал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93

§8. Социальный эффект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93

§9. Стабилизация экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

§10. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

Раздел II. Фундаментальные проблемы экранопланов . . . . . . . 97

Глава V. Околоэкранная аэродинамика  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99

§1. Общий обзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99

§2. Аэродинамические коэффициенты крыла вблизи экрана:

      общий анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

§3. Факторы подъемной силы и индукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108

§4. Фактор подъемной силы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109

§5. Коэффициент сопротивления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  110

§6. Коэффициент подъемной силы крыла большого удлинения

      вблизи экрана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  111

§7. Аэродинамические коэффициенты несущей поверхности

      вблизи экрана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  111

§8. Аэродинамические коэффициенты крыла в зоне сверхмалых

      относительных отстояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  112

§9. Асимптотические формулы факторов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115

§10. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  117

Глава VI. Этюды потенциала ускорений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119

§1. Общий обзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  119

§2. Характерная задача потенциала ускорений . . . . . . . . . . . . . . .   123

§3. Формализм решения краевых задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  126

§4. Плоская задача о крыле в стационарном потоке. . . . . . . . . . . .  129

§5. Двумерное интегральное уравнения несущей поверхности . . . 134

§6. Одномерные аппроксимации двумерного интегрального

      уравнения   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137

§7. Распределения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   140

§8. Метод разделения решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145

§9. Два потенциала ускорений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154

§10. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  155

Глава VII. Квадрупольная теория крыла . . . . . . . . . . . . . . . . . .  157

§1. Нужна фундаментальная теория крыла вблизи экрана . . . . . . . 158

§2. Характерная задача околоэкранной аэродинамики.

      Общая характеристика проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   159

§3. Плоская стационарная задача о движении тонкого крыла

      на малых отстояниях от твердой границы. Предельные

      вырождения фундаментальных решений  . . . . . . . . . . . . . . . . .  163

§4. Формализм решения пространственных стационарных

      задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172

§5. Улучшение результатов первого приближения.

      Регулярные асимптотические разложения

      фундаментальных структур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180

§6. Задача о движении низколетящего тонкого крыла

      (умеренные околоэкранные возмущения) . . . . . . . . . . . . . . . . .  190

§7. Плоская задача о нестационарных движениях тонкого

      крыла вблизи твердой границы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194

§8. Аэродинамические характеристики плоской несущей

      поверхности в нестационарном потоке вблизи твердой

      границы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  201

§9. Ударный вход кромки крыла. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  205

§10. Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211

Глава VIII. Квадрупольная теория крыла:

                      зона сверхмалых отстояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  213

§1. Основные факты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  213

§2. Анализ основных фактов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215

§3. Формулировка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219

§4. Приближенное решение краевой задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . .  221

§5. Вариационная формулировка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222

§6. Исследование экстремальной задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222

§7. Другая экстремальная модель  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  226

§8. Уравнение Гамильтона-Якоби в задаче о крыле малого

    удлинения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  227

§9. Исследование некорректной экстремальной задачи . . . . . . . . . 228

§10. Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230

Глава IX. Теория оптимальной несущей поверхности . . . . . . .  233

§1. Исходные сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233

§2. Оптимизация плоской несущей поверхности . . . . . . . . . . . . . .  236

§3. Аэродинамические характеристики плоского крыла с

      оптимальным распределением циркуляции . . . . . . . . . . . . . . . . 243

§4. Оптимальное удлинение крыла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245

§5. Крыло с максимальной подъемной силой . . . . . . . . . . . . . . . . .  247

§6. Оптимизация крыла малого удлинения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  250

§7. Оптимальное крыло с постоянной мореходностью.

      Первая экстремальная задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258

§8. Оптимальное крыло большого удлинения.

       Оптимальная несущая поверхность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  264

§9. Вторая экстремальная задача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265

§10. Задача Мунка. Теорема Мунка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  269

Глава X. Динамика и стабилизация экранопланов . . . . . . . . . . 271

§1. Общий анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  271

§2. Уравнение продольной динамики экраноплана . . . . . . . . . . . . . 274

§3. Анализ аэродинамических коэффициентов. . . . . . . . . . . . . . . .  280

§4. Нелинейные уравнения продольной динамики

       экраноплана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  285

§5. Физико-технические основы аэродинамической

       стабилизации экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289

§6. Двумерная колебательная система - модель

      аэродинамической стабилизации экранопланов . . . . . . . . . . . .  294

§7. Характеристическое уравнение экраноплана . . . . . . . . . . . . . . . 295

§8. Аэродинамические коэффициенты экраноплана . . . . . . . . . . . . 296

§9. Основные компоновочные схемы экранопланов с

      аэродинамической стабилизацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  300

§10. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  300

Глава XI. Взлет и посадка экранопланов: глиссирование . . . . 303

§1. Проблема взлета и посадки экранопланов:

      краткое обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303

§2. Концепция экранопланов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  304

§3. Виды концепций экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304

§4. Гидропорт-акватория-гидропорт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305

§5. Аэропорт-акватория-аэропорт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305

§6. Твердый экран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305

§7. Типы взлетно-посадочных устройств

       экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  306

§8. Потенциал ускорений в теории глиссирования. . . . . . . . . . . . .  307

§9. Глиссирование тел произвольной формы. . . . . . . . . . . . . . . . . .  315

§10. Глиссирование удлиненных тел при больших

        числах Фруда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   319

Раздел III. Основания и элементы теории оптимального

                    проектирования экранопланов. . . . . . . . . . . . . . . . .   327

Глава XII. Основания оптимального проектирования

                    экранопланов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  329

§1. Основная задача оптимального проектирования. . . . . . . . . . . .  329

§2. Две основные проблемы оптимального проектирования

      несущих комплексов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331

§3. Обсуждение задачи о несущем комплексе с максимальным

      аэродинамическим качеством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   332

§4. Краткое обсуждение ряда задач динамического

       проектирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  334

§5. Задача создания транспортного аппарата

      наилучшего качества. Обсуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336

§6. Задача минимизации сопротивления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  338

§7. Задача максимизации полезной нагрузки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340

§8. Взаимная задача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..  341

§9. Критерии аэродинамической стабилизации. . . . . . . . . . . . . . . .  342

§10. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342

Глава XIII. Анализ экстремальных моделей

                     аэродинамического проектирования

                     экранопланов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345

§1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   345

§2. Общая постановка экстремальной задачи . . . . . . . . . . . . . . . . .  346

§3. Теорема об оптимальной несущей системе. . . . . . . . . . . . . . . . . 347

§4. Несущий комплекс "триплан" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349

§5. Изолированная несущая поверхность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   351

§6. Несущая система "полиплан" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  352

§7. Оптимальные параметры схемы "триплан" . . . . . . . . . . . . . . . . 354

§8. Оптимальное распределение нагрузок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355

§9. Оптимальные удлинения крыльев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356

§10. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356

Глава XIV. Весовое проектирование экранопланов . . . . . . . . .  359

§1. Предмет весового проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  359

§2. Задачи весового проектирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  360

§3. Разделы весового проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360

§4. Процесс весового проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362

§5. Весовое проектирование и весовой контроль . . . . . . . . . . . . . .  363

§6. Выбор основных параметров экраноплана . . . . . . . . . . . . . . . .  366

§7. Анализ весовой структуры экраноплана . . . . . . . . . . . . . . . . . .  368

§8. Определение взлетной массы экраноплана . . . . . . . . . . . . . . . .  370

§9. Выбор силовой установки и определение потребной

       энерговооруженности экраноплана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   385

§10. Выбор площади крыла экраноплана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  390

Глава XV. Пакет прикладных программ "Полет":

                   архитектура и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  395

§1. Общие сведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395

§2. Назначение пакета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  397

§3. Характерные особенности пакета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  398

§4. Архитектура и структура пакета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399

§5. Проблемные модули . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401

§6. Общая характеристика функционального наполнения

      пакета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402

§7. Модуль "Аэродинамика" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   403

§8. Модуль "Оптимизация". . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  404

§9. Модуль "Оптимальная компоновка". . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405

§10. Модули "Статика" и "Динамика" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  405

Глава XVI. Экстремальные модели ППП "Полет":

                    оптимальное проектирование экранопланов . . . . .  407

§1. Модуль "Оптимальная компоновка: 2" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407

§2. Содержательная формулировка экстремальной

      задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409

§3. Критерии стабилизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409

§4. Аэродинамические коэффициенты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   411

§5. Определение площади основного крыла. Другие уравнения

      связи  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  413

§6. Экстремальная модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  414

§7. Вторая экстремальная модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  417

§8. Модуль "Оптимизация: 2". . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419

§9. Генеральная программа "Проектирование". . . . . . . . . . . . . . . .  422

§10. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423

Глава XVII. Технико-экономическое обоснование

                       экранопланов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427

§1. Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  427

§2. Специальные требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   430

§3. Эксплуатационные режимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   432

§4. Технико-эксплуатационные

      характеристики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  435

§5. Выбор линии эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   436

§6. Некоторые ожидаемые сферы применения. . . . . . . . . . . . . . . . . 438

§7. Система технологической обработки и
                 технического обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  441

§8. Особенности экономической оценки инвестиционных

      проектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446

§9. Определение экономической эффективности

      экраноплана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  450

§10. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453

Глава XVIII. Транспортная стратегия в свете

                         глобализации мировой экономики . . . . . . . . . . . . 455

§1. Ряд наиболее важных компонентов глобализации. . . . . . . . . .   455

§2. Интернационализация Российской экономики . . . . . . . . . . . . .  457

§3. Глобализация и развитие экономики отдельных стран. . . . . .   460

§4. Экологическая безопасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460

§5. Международная торговля и развитие транспорта . . . . . . . . . .   463

§6. Транспорт и интеграционные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464

§7. Роль России в создании геополитического моста между

      странами Запада и Востока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  465

§8. Концепция развития новых видов транспорта России. . . . . . . . 468

§9. Евроазиатский транспортный инновационный центр. . . . . . . .  472

§10. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473

 

Раздел IV. Концепция и анализ аэродинамических схем

                   экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  477

Глава XIX. Концепция аэродинамических схем

                     экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  479

§1. Что такое концепция аэродинамических схем экранопланов    479

§2. Основные требования к несущему комплексу экраноплана . .  480

§3. Оптимальная подвижная система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 481

§4. Первая основная проблема экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . .  481

§5. Относительная полезная масса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  482

§6. Стабилизация экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  483

§7. Авионика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  483

§8. Основное крыло. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   484

§9. Архитектура экранопланов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 484

§10. Типы аэродинамических схем экранопланов. . . . . . . . . . . . . .  485

Глава XX. Анализ аэродинамических схем экранопланов . . . . 487

§1. Летающее крыло . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   487

§2. Критический анализ аэродинамической схемы

      "летающее крыло" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488

§3. Полиплан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  492

§4. Анализ аэродинамической стабилизации

      экранопланов "полиплан". . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   493

§5. Эволюция несущих комплексов: "Канард-АДП" . . . . . . . . . . .  495

§6. Характеризация несущего комплекса "Канард-АДП" . . . . . . .  496

§7. Основные конструктивные параметры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497

§8. Демпфирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  498

§9. Основное несущее крыло "Канард-АДП". . . . . . . . . . . . . . . . . . 498

§10. Дестабилизирующий момент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499

Глава XXI. Анализ аэродинамических схем экранопланов: 2   501

§1. Триплан - конфигурация А.Н. Панченкова. . . . . . . . . . . . . . . .   501

§2. Аэродинамическое качество экраноплана "триплан". . . . . . . .  502

§3. Аэродинамическая стабилизация экранопланов "триплан" . .   506

§4. Перспективы несущего комплекса

      "триплан-конфигурация А.Н.Панченкова". . . . . . . . . . . . . . . . .  507

§5. Самолетная схема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  508

§6. Аэродинамическая схема А. Липпиша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511

§7. Аэродинамическая схема с поддувом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   511

§8. Летающая платформа (сверхмалые отстояния). . . . . . . . . . . . .  512

§9. Физические основы "летающей платформы". . . . . . . . . . . . . . . 514

§10. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 517

Раздел V. Экранопланы в транспортной стратегии
                               Сибири и Дальнего Востока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
519

Глава XXII. Транспортные и базовые процессы Сибири и
                                    Дальнего Востока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
521

§1. Базовые процессы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  521

§2. Формирование населения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  526

§3. Современное состояние экономики  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   530

§4. Транспортный комплекс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  532

§5. Результаты анализа транспортных связей . . . . . . . . . . . . . . . . .  535

§6. Исследование транспортной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 536

§7. Роль транспорта в развитии новых территорий. . . . . . . . . . . . .  539

§8. Проблемы формирования и развития

      единой транспортной логистической системы. . . . . . . . . . . .     541

§9. Перспективные направления железнодорожных
                 транспортных сообщений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  544

§10. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   548

Глава XXIII. Концепция устойчивого развития
                                  Байкальского региона как
                              модельной территории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
551

§1. Основание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   551

§2. Устойчивое развитие  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553

§3. Байкальский регион как модельная территория  . . . . . . . . . . . 554

§4. Экологические зоны Байкала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555

§5. Фортпост России в Азии – Байкальский регион . . . . . . . . . . . .  557

§6. Байкальский регион – Россия в миниатюре . . . . . . . . . . . . . . .   559

§7. Транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 559

§8. Оздоровление Байкальского региона и озера Байкал. . . . . . . .  560

§9. Предполагаемые результаты проведения эксперимента. . . . . . 562

§10. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .563

Глава XXIV. Использование экранопланов в Сибири и
                                   на Дальнем Востоке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
565

§ 1.  Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 565

§ 2.  Экранопланы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  566

§ 3.  Предпосылки создания экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  570

§ 4.  Транспортный комплекс Байкальского региона . . . . . . . . . . .  572

§ 5.  Программа создания экранопланов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  574

§ 6.  Экранопланы – перспективные транспортные средства . . . . . 575

§ 7.  Эксплуатация экранопланов в Байкальском регионе . . . . . . .  576

§ 8.  Эксплуатационно-экономическое обоснование

        использования экранопланов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  583

§ 9.  Перспективы создания и внедрения экранопланов . . . . . . . .   587

§ 10.Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  589

Глава XХV. Экранопланы "Канард-АДП" . . . . . . . . . . . . . . . .   591

§ 1. Сибирский энергетический институт СО АН СССР:
                  начало работ по экранопланам Сибири . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 591

§ 2. Иркутский политехнический институт:
                  начало работ по экранопланам Сибири  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  593

§ 3. Экраноплан "Орфей": первый этап создания . . . . . . . . . . . . . . 594

§ 4. Ангарская экспериментальная база . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 595

§ 5. Экраноплан "АДП-05М" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 596

§ 6. Иркутский вычислительный центр СО АН СССР:
                   фундаментальные исследования проблем экранопланов . . . .  598

§ 7. Иркутский государственный технический университет:
                   экраноплан "АДП-07" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 600

§8. Характерные черты экраноплана "АДП-07" . . . . . . . . . . . . . . .  601

§ 9. Экраноплан "Байкал-2" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 601

§ 10.Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  603

Глава ХXVI. Экранолет "Иволга-2" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 605

§ 1. Концепция экранолетов "Иволга" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  605

§ 2. Технико-эксплуатационные характеристики

        экранолета ЭЛ-7 "Иволга"  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 607

§ 3. Аэродинамическая компоновка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  608

§ 4. Особенности конструкции планера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  609

§ 5. Силовая установка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   610

§ 6. Системы управления экранолетом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 611

§ 7. Системы электроснабжения и радиосвязи . . . . . . . . . . . . . . . .  611

§ 8. Испытания экранолета "Иволга-2" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   611

§ 9. Перспективы использования экранолетов "Иволга-2" . . . . . . . 614

§ 10.Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  616

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 619

Содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  647

Hosted by uCoz